Движение вниз

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 3, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 85

«Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», – говорил Владимир Ильич Ленин в феврале 1922 года Анатолию Васильевичу Луначарскому.

Поразительно, насколько точно и актуально эта фраза звучит почти через 100 лет после ее произнесения! Возможно даже, что теперь, в связи с доступностью технологии передачи информации, она более актуальна, чем тогда.

Пропагандистская и воспитательная сила кино может мало с чем сравниться. Все зависит от того, в чьих руках находится столь мощное оружие. Думаю, мало какое из искусств столь же любимо нардом, столь же востребовано, а значит, и столь же доходно – при правильной организации дела, разумеется. Знаменитый «Аватар» при бюджете в 250 миллионов долларов в прокате заработал колоссальную сумму – более 3 миллиардов!

Предвижу упрек, что я сразу начал все мерять на деньги. Увы, мы живем при капитализме, когда человек, уникальное создание природы, определяется через запись в бухгалтерской книге, или, попросту говоря, тем, сколько у него денег.

А иногда, дорогие друзья, полезно и померять – в Советском Союзе рентабельность кинематографа достигала 900%, и количество фильмов, снимаемых в год на наших многочисленных киностудиях, было вполне сопоставимо с Голливудом и сравнимо, например, с количеством наших самолетов и вертолетов – напомню, их изготавливалось больше 1000 в год, и 40% мировых авиаперевозок выполнялось на них. При этом техническая, затратная, сторона, уровень спецэффектов советского кинематографа были во многом ничуть не хуже, а иногда и лучше – например, самая масштабная батальная сцена в истории мирового кинематографа, в которой было задействовано более 62 тысяч статистов, была снята для нашего фильма «Война и мир». А первая версия фильма «Сталкер» нелюбимого мною Тарковского погибла в проявочной машине (на самом деле история была довольно темная), однако, поскольку фильм был утвержден, Тарковскому выделили деньги на новую версию. Надо ли говорить, что в капиталистическом мире Тарковский не только бы ничего не получил, но и всю оставшуюся жизнь отбивался бы от кредиторов? И не кто иной, как создатель знаменитых «Звездных войн» Джордж Лукас, в интервью The Wall Street Journal заявлял, что у советских режиссеров было больше свободы, чем у него: «В мире, в котором мы живем, в той системе, которую мы создали сами для себя, а это большая индустрия, нельзя терять деньги. Смысл в том, что приходится снимать определенное кино. И я всегда говорил тем, кто еще тогда, в СССР, спрашивал меня: «Как, разве вы не рады тому, что живете в Америке?», я отвечал, что знаю много русских режиссеров, у которых гораздо больше свободы, чем у меня. Все, что они должны делать, – осторожнее критиковать правительство. А так они могут делать все что хотят».

* * *

Многие уже обратили внимание, что все основные праздники, и особенно Новый год, сопровождаются показом именно советских фильмов. В этом году Первый канал отказался от показа «Иронии судьбы», заявив, что вроде несовременно. И, как ни странно, некоторые актеры из фильма, на мой взгляд, давно пережившие свой талант, тоже стали говорить, что да, несовременно, «сколько можно, всему свое время». Потом Первый канал вроде как дезавуировал свое заявление, сообщив, что «Ирония судьбы» просто перейдет на «Россию-1», а Первый покажет «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию». Но, как говорят в таких случаях, мы всё поняли. Странное дело, но язык не поворачивается назвать все три (и далеко не только эти три!) советских фильма «старыми». Они, как оказалось, очень современные, и даже стали еще современнее. Одна из самых популярных шуток из интернета на тему кино в этом году: «А вы заметили, что актеры в советских фильмах с каждым годом играют все лучше и лучше?»

И это действительно так! Время этих фильмов только сейчас и приходит, и смотрятся они все современнее и желаннее, поскольку начали выполнять главную функцию именно современного кинематографа – бегство от реальности. Пока их смотришь, можно хотя бы на несколько часов отключиться от той архаики, феодализма с элементами рабовладения, программы «В мире животных» и книги о Незнайке на Луне, в которых нас заставили жить. В принципе, если убрать из эфира эти фильмы, то ничего и не останется, кроме надписи: «Не забудьте выключить телевизор».

Я успел вырасти в СССР, поэтому у меня Россия ни в коем случае не ассоциируется с водкой, балалайкой, медведем, икрой, баней и группой «Любэ». Для меня моя страна, Россия, Советский Союз, – это лучший в мире кинематограф, завоевывающий призы на всех фестивалях (раз уж мы говорим о кино), космические орбитальные станции, луноход, журнал «Техника – молодежи», Красное Знамя на всех трех призовых местах на Олимпиаде, Красное Знамя над Рейхстагом, Красное Знамя над половиной мира и огромные, огромные, огромные, полные жизненных сил демонстрации на 1 Мая и 7 Ноября.

Мы живем сейчас в эпоху перемен (помните мультфильм «Жил-был пес» – «Шо, опять?!»). Внезапно выяснилось, что наши геополитические «друзья» вовсе и не друзья, а попутчики в поезде, которые доверчивому Васе все подливали и подливали водки, а утром Вася проснулся без штанов, кошелька, и хорошо, что вообще жив, потому что «добрые друзья» в водку клофелин подмешивали. Вдруг внезапно выяснилось, что патриотизм – огромная, если не главная ценность для государства. И кинематограф, как основное средство пропаганды, начал выполнять установку.

Скажу сразу, что я не хотел бы, как говорится, огульно охаивать, и вынужден признать, что по сравнению с совсем уж ужасным и просто откровенным русофобским и антисоветским кино 1990-х годов это значительный шаг вперед. Кино той эпохи ставило главной целью разрушить наше сознание и вытравить из нас чувство принадлежности к великой державе и великой истории, выбить из нас победный дух, заставить платить и каяться.

Нынешнее кино по крайней мере начало делать акцент на Победу. Но, поскольку делают его в основном те же люди, то снова получается антисоветский кинематограф, на котором советские победы смотрятся как на корове седло.

Патриотизм у нас пока получается весьма своеобразный – такой, я бы сказал, частичный. День Победы отмечаем у задрапированного Мавзолея, к которому в 1945-м фашистские знамена бросали, а 7 ноября проводим парад в честь парада 7 ноября 1941 года (что само по себе очень здорово!), который, проходил, видимо, по версии нынешних «патриотов», в честь первого снега, а не в честь Октябрьской революции. Я уж не говорю о том, что умудряются праздновать День Победы без Красных Знамен, имени Сталина и слова «советский». Так чего уж ждать от кино?

* * *

Скажу честно – мы ничего особенного от этих фильмов и не ждем. Не ждем даже их прибыльности, поскольку они убыточны или довольствуются минимальной прибылью. Почему? Например, во время выхода «Времени первых» про полет Алексея Леонова вышел фильм «Форсаж-7», который якобы перебил у него аудиторию. В СССР американские и французские фильмы, которых показывалось довольно много, аудиторию не перебивали, а здесь только чуть дунь – и все листья облетели. Видимо, не в этом дело.

Я бы выделил четыре фильма на патриотическую тематику последних лет: «Легенда-17», «Время первых», «Салют-7» и только что вышедший в прокат фильм про победу нашей сборной по баскетболу на Олимпиаде-72 в Мюнхене «Движение вверх».

На мой взгляд, главная проблема этих фильмов в том, что герои в них – плоть от плоти нынешнего времени, которое, мягко говоря, героическим не назовешь. Ну ровным счетом ничего общего эти фильмы и показанные в них события, манеры, диалоги, понятия, менталитет и прочее не имеют с настоящими. Да и слово «настоящий» к ним абсолютно неприменимо. В этих фильмах все победы были «вопреки» строю, и добивались их якобы «простые» люди, которым руководство страны совершенно не помогало, иногда прямо мешало и всегда запугивало. Как некоторые российские политики любят говорить, что Великую Отечественную войну выиграл не СССР, Сталин и советский народ, а просто некий абстрактный «народ» «вопреки». Ну так выиграйте хоть что-нибудь сейчас! Постройте, снимите, покажите как надо! 27 лет у вас полная свобода от СССР!

Олег Меньшиков в «Легенде-17» ровным счетом ничего не имеет общего с Анатолием Тарасовым как внешне, так и внутренне, как и Даниил Козловский с Валерием Харламовым. Тренера и команду пугают тем, что игру будет смотреть сам Брежнев (пугать добрейшим Леонидом Ильичом – это просто-таки новое слово!), а эпизод с уводом команды в раздевалку преподносят как антисоветский бунт Тарасова. А такой эпизод действительно был: 11 мая 1969 года во время игры между ЦСКА и «Спартаком» Тарасов действительно увел команду в подтрибунные помещения и 40 минут не выводил ее обратно. Причиной стало то, что гол Владимира Петрова в ворота «Спартака» не был засчитан. На матче действительно присутствовал Леонид Брежнев, из-за задержки была сорвана сетка телевещания. Матч был доигран, Тарасова лишили звания «Заслуженный тренер», которое осенью было восстановлено, но руководить сборной и ЦСКА он так и продолжил. Вот какие страшные были «репрессии»! Представляете, что было бы с тренером в такой ситуации, например, в НХЛ? Да с одними денежными проблемами не рассчитался бы до конца жизни, вылетев с волчьим билетом! Мы-то теперь знаем, что у капитализма с людьми разговор короткий.

Из «Времени первых» приведу только два эпизода. Леонов рассказывает про арестованного отца – врага народа, после чего вся многочисленная семья оказалась на улице. Космонавты – пешки в политической игре, расходный материал. Реплика Сергея Королева из фильма ни к селу ни к городу: «Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах. Представьте, что будет, если их с нас снять? Так взлетим, что разобьемся».
В «Салюте-7» никто даже и не пытался следовать исторической правде. Водку, сигареты, крики и ругань в космосе объясняли законами жанра. Как и предложение руководства сбить «Салют-7» ракетой, чтоб не достался американцам. Космонавт Владимир Джанибеков сказал о фильме: «Присутствует какой-то американский вариант воздействия на мозги зрителей. Показали страшных русских генералов, готовых расстреливать своих в космосе. В фильме присутствует и высшее руководство страны с угрозами. Хотя все было ровно наоборот: все надеялись на успех, спрашивали, чего не хватает, чтобы все получилось. Никогда не угрожали нам. Работники ЦК КПСС и Минобороны только поддерживали, желали победы и соболезновали, если что-то шло не так. Наша армия несет другую функцию: выручать, спасать, защищать и никогда не убивать… Да и в бортовом журнале не было никаких намеков на угрозы».

* * *

Но, похоже, по степени скандальности «Движение вверх» превзойдет своих предшественников. Собственно, фильм стал предметом скандала еще до выхода. Действие фильма происходит в 1972 году, в том же, кстати, что и действие «Легенды-17». Речь в фильме о знаменитой победе сборной СССР над ранее непобедимыми американцами, когда исход олимпийских медалей решили последние 3 секунды матча! Капитан сборной СССР Модестас Паулаускас в фильме – антисоветчик и националист, ненавидящий СССР. На самом деле он был, да и остался абсолютно советским человеком, сейчас жив и здоров, живет фактически на две страны и с 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске в Калининградской области. «В Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам», – говорит Паулаускас.

СССР США 1972 г. олимпиада – 3 секунды на баскетбол

Те самые 3 секунды… Настоящих героев советского спорта… вошедших в историю навечно! Видео, как напутствие спортсменам олимпийцам из России (СОР), тем, которые без флага, без гимна, без формы и в общем без лица…

«Комсомольская правда» 25 декабря 2017 года писала, что вдовы главных героев фильма – наставника советской сборной Владимира Кондрашина и центрового этой команды Александра Белова – подали в суд на студию «Три Тэ» Никиты Михалкова, снимавшую фильм. «Во время поездки в США советские баскетболисты отправляются продавать икру в район, похожий на Гарлем, натыкаются там на команду темнокожих гопников, терпят поражение, после чего идут в бар и напиваются. Жуть!» – говорит Александра Овчинникова, вдова Александра Белова и сама в прошлом баскетболистка.

«Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней», – говорит Евгения Кондрашина. Журналист Сергей Чесноков в той же статье приводит интервью баскетболиста Ивана Едешко, того самого, который в Мюнхене отдал победный пас Александру Белову, что на него выходили создатели фильма. «Они просили меня поделиться информацией о Белове. Я про то, какой он был классный парень и баскетболист. Они перебили меня на полуслове: «Нам это неинтересно. Нам нужно про то, как он попался на контрабанде икон, как пил, с какими девицами имел дело». Я их тут же выставил».

* * *

Можно ли вообще с таким мировоззрением снимать фильмы про советские победы, про победы под советским флагом? Разумеется, нет. Можно ли вообще представить в сборной СССР образца 1972 года хоть как националистов, хоть как лиц, спекулирующих икрой или валютой? Такого просто не могло быть под тем флагом, который всего за 27 лет до этого над Рейхстагом поднимали и который в самом прямом смысле был омыт кровью.

Да наши ребята на такие соревнования ехали как на настоящий бой, а не валютой торговать! Тогда четко понимали, что спорт – не просто политика, а та же война, только другими средствами. Да спорт и придуман еще в Древней Греции как замена войны. И у нас это была война двух систем. И, кстати, воспринимали ее так не только наши спортсмены, но и те же американцы или канадцы.

Помните, у Владимира Высоцкого в песне «Профессионалы»:

А ихний пастор – ну как назло! –
Он перед боем
Знал, что слабо им, –
Молились строем – не помогло.
Профессионалам
По разным каналам
То много, то мало – на банковский счет, –
А наши ребята
За ту же зарплату
Уже пятикратно уходят вперед!

Именно так и было! И наши настраивались на игру как на бой, и наши противники молились строем, потому что знали, будет не игра, будет битва, бой. В заключение расскажу эпизод, который, на мой взгляд, лучше всего объясняет, почему тогда мы побеждали. Не надеюсь пока, что этот эпизод включат в нынешние фильмы, хотя ему там самое место.

Стокгольм, 1969 год, чемпионат мира и Европы по хоккею. Игра была очень сложной, трудной. После второго тайма сборная СССР проигрывает, хозяевам поля шведам 0:2. В перерыве между вторым и третьим таймом Анатолий Тарасов выстроил в раздевалке всю сборную и запел «Интернационал»! Пели и все игроки. В третьем тайме на лед вышла совершенно друга команда – сборную СССР было не узнать! Шведы оказались просто раздавлены. Игра завершилась со счетом 3:2 в пользу нашей команды, и сборная СССР стала чемпионом мира!

Поэтому лично я на фильм «Движение вверх» пока не пойду. Подожду лучших времен. Хотя и признаю, что лучше даже так показывать победы, чем поражения. Но нельзя быть патриотом наполовину. Нельзя отсекать от себя лучшие куски истории и объявлять их «черной дырой». Получается липа, движение вниз.

Дмитрий Аграновский

sovross

Опубликовал: admin | Дата: Янв 12 2018 | Метки: Публицистика |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

1 Комментарий для “Движение вниз”

  1. Светлана Ли

    Аграновский редко посвящает свои статьи скандальным событиям, но тут и он не выдержал. Создатели фильма и тем более Михалков знали роль кино в жизни общества, как Владимир Ильич Ленин, поэтому обратились к теме победы советских баскетболистов. Но раскрутили ее по-своему – советские люди хоть в чем-нибудь должны быть ущербны. Из-за этого столько нареканий со стороны родных главных героев. Но главное – сегодняшние актеры и прочая «творческая рать» не способны постичь дух советских людей, суть их патриотизма, слишком далеки они от тех, с кем их разъединяет сегодняшний диктат капитала и все его издержки – убогость их души и убогость их ценностей. Несмотря на это, фильм стал самым кассовым, пишут СМИ, потому что русскому народу свойствен истинный патриотизм, что отнимает у него сегодняшняя власть.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 27,717 | Комментариев: 18,315

© 2010 - 2017 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire