Декабристы: достойнейшие патриоты

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 10, Рейтинг: 4.60/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 166

191 год назад, 26 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов.

Передовые люди своей эпохи

Декабристы — В развитии общественно-политической мысли и философии в России важное место принадлежит дворянским революционерам — декабристам. Характеризуя этапы революционного освободительного движения в России, В. И. Ленин называет первый этап, или период, дворянским. Он указывает, что «самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен». Движение декабристов в 1825 г. было первый революционным движением против царизма. Для подготовки и руководства революционным переворотом и выработки конституции будущего Русского государства были созданы тайные организации декабристов: «Северное общество» во главе с Н. Муравьёвым и К. Рылеевым, «Южное общество» во главе с П. Пестелем и «Общество соединённых славян», организованное братьями Петром и Александром Борисовыми, соединившееся впоследствии с «Южным обществом».

Однако движение, охватившее передовые слои русского общества, было значительно шире и выходило за рамки тайных организаций. Тайные общества подготовили и организовали в декабре 1825 г. вооружённые восстания против царизма в Петербурге и на юге России (восстание Черниговского полка). Восстания декабристов, не связанные с общим подъёмом народной борьбы против царизма, были подавлены. Наиболее видные организаторы и идеологи движения — П. Пестель, К. Рылеев, С Муравьёв-Апостол, П. Каховский и М. Бестужев-Рюмин — были казнены. Более ста участников движения было приговорено к каторге и ссылке в Сибирь. Движение декабристов, объединившее передовые слои русского общества, выражало назревшие потребности исторического развития России и отражало недовольство широких народных масс, боровшихся против крепостнических порядков.

Декабристы ставили перед собой задачу революционным путём, организацией вооружённого восстания уничтожить в России самодержавие и монархию и установить республику, ликвидировать крепостной строй и установить демократические свободы. Связанное с общим патриотическим подъёмом русского народа, вызванным Отечественной войной 1812 г., движение декабристов имело целью расчистить пути национального развития России. Дворянская ограниченность декабристов выразилась в боязни народной революции и в нерешительности тактики во время восстания, в узости намечаемых преобразований. Ленин писал: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».

Планы будущего устройства Русского государства были даны в «Русской правде», написанной П. Пестелем, но фактически явившейся результатом коллективного творчества декабристов, в проекте конституции, написанном П. Муравьёвым, и в «Правилах Соединённых Славян», В этих документах были сформулированы передовые общественно-политические идеи того времени. На основе критики государственного строя России и критики пороков буржуазной демократии США, Англии и Франции декабристы дали теоретическое обоснование необходимости установления республиканского строя. Требование монархии в конституции Н. Муравьёва было тактическим приёмом для привлечения к движению более широких слоев дворянства. В. И. Ленин отмечал республиканскую традицию, установленную декабристами в передовой русской общественной мысли. Борьба за республиканский строй и ликвидацию крепостнических порядков выражала буржуазный характер движения декабристов. Осуществление даже самых умеренных преобразований, намеченных декабристами, направило бы развитие России по капиталистическому пути.

С планами революционного переустройства русского общества была тесно связана передовая материалистическая философия декабристов. Важнейшую роль в формировании философского мировоззрения декабристов сыграла материалистическая традиция в русской философии, идущая от Й. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Декабристами были изучены также произведения философов-материалистов Западной Европы. Материалистические философские воззрения декабристов опирались на серьёзные знания естественных наук.

Основными идейными врагами, против которых направляли свою философию декабристы, были господствующая идеология крепостничества, религия, мистицизм и идеалистическая философия. Задачу философии они видели в «изыскании истины», в просвещении разума и очищении его от вредных предрассудков. Философия даёт возможность борцу за свободу выработать необходимые моральные качества — любовь к родине, гуманизм, стремление отдать все силы борьбе за счастье людей. Придавая такое большое значение философии в борьбе против самодержавно-крепостнического строя, декабристы усиленно занимались разработкой основных проблем философии. В тайных организациях были созданы кружки, в которых шли горячие споры по вопросам познания, строения вещества и т. д.

Представителями материалистической философии были такие руководители и идеологи движения, как И. Якушкин, Н. Крюков, П. Пестель, П. Борисов, И- Горбачевский, В. Раевский и др. Основной вопрос философии они решали материалистически, признавая материю первичной, сознание вторичным. Якушкин в своём философском произведении «Что такое жизнь?» писал, что предметы природы существуют объективно, вне нас. Материальный мир существует в пространстве и во времени. «Все образы вещественные заключаются в известном пространстве. Все явления происходят в известном времени», — писал декабрист А. Бестужев.

Опираясь на достижения науки своего времени, они считали, что материя состоит из атомов, или «единиц», находящихся в вечном движении и заполняющих бесконечное, неизмеримое пространство мира. Сцепление, слипание атомов приводит к образованию мировых тел. Декабристы высказывали смелую мысль, что образование миров происходит и в настоящее время. Материальный мир, по мнению декабристов, подчинён в своём развитии объективным, «непреложным» законам. Одним из важнейших объективных законов является закон причинности. Материя в своём развитии порождает живые существа, вершиной развития которых является человек. Человек стоит в одном ряду со всеми живыми существами на земле, но человек коренным образом отличается от всех других животных своей способностью мыслить.

Мысль является особой способностью материального вещества — мозга. Способность мыслить появляется в результате длительного процесса эволюции живой материи. Мышление декабристы не сводила к материи и видели его особые, специфические свойства. Якушкин писал: «Как при высокой степени тепла проявляется свет, точно также при высшем развитии жизни проявляется мышление… Но самые проявления мышления столько же отличны от проявлений жизни, как и проявления света отличны от проявлений тепла». Декабристы признавали познаваемость материального мира человеком. Познание они связывали с деятельностью человека. К познанию ведут два пути — опыт, или чувства, и разум. Чувства под воздействием внешних предметов дают представления, ощущения, которые с помощью нервов передаются в мозг. П. Крюков писал, что под воздействием внешних предметов происходит «сотрясение» нервов, а «всякое сотрясение одной или нескольких нерв приводит в движение мозг». Но чувства не могут дать полного знания.

Только разум раскрывает общность в предметах, связь явлений, законы развития материального мира. Разум способен раскрыть сущность предметов. Истинность знаний проверяется путём согласования новых понятий со старыми и устранением противоречия между ними. Никто из декабристов не понимал значения практики как критерия истины. Декабристы-материалисты первыми в русской философии дали критику идеалистической немецкой философии — И. Канта и Ф. Шеллинга, подвергли критике эмпиризм Дж. Локка и дуализм Р. Декарта. Идеализм и схоластику они считали врагами человеческого разума. Внутри тайных организаций они вели борьбу против последователей идеализма среди участников движения. Идеалистами были декабристы Н. Муравьёв, Е. Оболенский, В. Кюхельбекер, Г. Батеньков и др. Борьба декабристов против самодержавно-крепостнического строя неизбежно приводила к борьбе против религии и церкви— ревностной защитницы крепостничества. Религия, говорили они, способствует угнетению и является врагом свободы.

Материалистическая философия и глубокое знание естествознания помогли декабристам придти к атеизму, к полному отрицанию бога. Корни религии декабристы видели в жизни людей, в их стремлении приукрасить невыносимо тяжёлое положение надеждой на лучшую жизнь в загробном мире.

Материалистическая философия декабристов была передовой для своего времени. Но ограниченность всего движения определила и ограниченность философских взглядов декабристов*. Их материализм был метафизическим. Декабристы остались идеалистами в объяснении общественной жизни. Решающее значение в развитии общества они приписывали просвещению. Будучи далеки от народа, они полагали, что изменить общественный строй можно путём военной революции, руководимой Тайным обществом. В этом — причина их поражения.

Революционное движение Декабристов и их материалистическая философия имели большое значение в развитии освободительного движения и философской мысли в России. Декабристы были патриотами своей Родины и горячо любили свой народ, Движение декабристов было разгромлено, но их дело не пропало. «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию» {Ленин, т. 18, о. 14). Развивая материалистическую традицию в русской философии, декабристы оказали большое влияние на формирование второго поколения русских революционеров — революционных демократов. Материалистическая линия в русской философии идёт от декабристов через А. И. Герцена К В. Г. Белинскому, Н. Г. Чернышевскому и Н, А. Добролюбову.

В Советские годы во многих городах в честь Декабристов были возведены памятники, переименованы улицы и площади.

vk

Опубликовал: admin | Дата: Дек 26 2016 | Метки: История |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

11 Комментарий для “Декабристы: достойнейшие патриоты”

  1. Светлана Ли

    Даже читать о декабристах означает почувствовать себя человеком. У родничка. Физически отгородиться от всего того, что нас сегодня унижает. Оскорбляет. Уничтожает. Убивает. Декабристы – лучшая часть русского народа, в ком высшее проявление порядочности, ставшей нормой для советского человека, и бывшей редкостью для царского времени. Обеспеченные материально, защищенные от произвола времени дворянским титулом, могли жить до глубокой старости без проблем, но не смогли – из-за генетической порядочности, из-за честного понимания своего долга по отношению к униженному и обездоленному народу. В этом главное достоинство декабристов. Их историческая заслуга. Их подвиг, заронивший в грядущие поколения лучших россиян стремление пересмотреть систему, Свергнуть эту систему. Ради благополучия народа. Если бы декабристы были бы знакомы с Капиталом Маркса, который родился только через 36 лет после их восстания, они добились бы большего. Но брат Владимира Ильича был вдохновлен на революционную деятельность именно декабристами. Как чудовищно обошлись с ними Романовы, которым мы сегодня слагаем оды? И как ничтожны сегодня те, кто рвется к дворянским титулам не ради того, что понимали декабристы,

  2. Светлана Ли

    а для того, чтобы потешить мелкое тщеславие. Владимир Ильич, будучи юношей, после гибели брата сказал пророческую фразу – «Мы пойдем другим путем»! И этой мудростью он был обязан не только революционному опыту брату, но и декабристам. Спасибо автору за эту статью, которая раскрывает нам не только суть подвига декабристов, их энциклопедические знания, высокий интеллект и серьезный труд в поиске прогрессивной системы ради русского народа и Отчизны. До декабристов никто не думал ни о народе, ни о справедливой России!

  3. Валерий Лобов

    Посмотрим на декабристов научно, по-Пушкински. С 1763 по 1841 гг. Россия находилась в 78,5 летнем круге преобразований настроения частного в общественное. То, что хотели декабристы (республику) в то время, было несвоевременно. Не зря, именно самого прозорливого сотрудника Коллегии иностранных дел Пушкина за 5 лет до восстания декабристов, послали на юг выяснить, кто и чем дышит из числа заговорщиков против царя. Но, увидев, что это его приятели по Царскому селу, с которыми он познакомился по их возвращении после войны с французами, он выкрутился письмом, в котором указал, что стал атеистом. Его сразу исключили из Коллегии, и он уехал в деревню. Но, перед этим, он провёл разъяснительную работу среди офицеров, показав, что общественную экономическую революцию надо будет делать в 1920 г. Ведь они с Россией даже не закончили преобразований настроения, и не прошли 2-ю ступень общественных преобразований мировоззрения с 1841 г. А ведь он сам и готовил именно эту (экономическую) часть, в которой приняли участие классики XIX века: мыслители, писатели, художники и композиторы. И лишь коммунисты на этой основе разработали во главе с Лениным ра

    • Валерий Лобов

      разумную программу проведения преобразований экономики частной в общественную. Ленин-то и узнал по завещанию Пушкина, написанному в Тайной рукописи Пушкина 1829 г. от Хранительницы Научной рукописи Пушкина Рыбкиной З.М. еще в 1905 г. о своём предназначении в 1917 г., а также о кольцевой науке и 4 видах преобразований последовательно. Поэтому после усвоения этой науки он разорвал отношения с марксистами и уехал в Россию. Предупреждение Ленина все помнят, но не понимают: «вчера было рано, а завтра будет поздно». Оно относится к октябрю 1917 г., когда Россия была в пике активности народа. А значит, народ обладал наибольшей слаженностью, просвещенностью и решимостью.
      Пушкин тоже пытался остановить надвигающуюся беду на товарищей из будущих «декабристов» — и практически спас около 40 офицеров от глупых поступков тем, что рассказал о несвоевременности экономической «революции». И это он отразил в сказке, написанной 30.11.1821 г. именно там, на юге, о царе Никите и 40 его дочерях. В ней один молодец нашёл и вернул женские детородные органы 40 дочерям, сделав их счастливыми невестами и мамашами. Только по этому образу мы можем понять, что Пушкин помог 40 офицерам (вернул мозги на место)

      • Валерий Лобов

        на место) быть просвещенными и не повешенными с «революционерами-декабристами».
        23.11.1821. Ек. Н. Орлова пишет А.Н. Раевскому: «Мы очень часто видим Пушкина, который приходит спорить с мужем о всевозможных предметах. Его теперешний конек — вечный мир аббата Сен-Пьера. Он убеждён, что правительства, совершенствуясь, постепенно водворят вечный и всеобщий мир и что тогда не будет проливаться иной крови, как только кровь людей с сильными характерами и страстями, с предприимчивым духом, которых мы теперь называем великими людьми, а тогда будут считать лишь нарушителями общественного спокойствия».
        И Пушкин понимал будущих «декабристов» как «нарушителей общественного спокойствия».
        Именно поэтому Пушкин не был в 1825 г. на Сенатской площади среди «декабристов». Он придумал отговорку, что ему при выезде в Петербург из деревни перебежал дорогу заяц, а во второй раз встретился поп.

  4. Светлана Ли

    Категорически не согласна с Вами, Валерий Михайлович. Пушкина уберегли от восстания декабристов сами декабристы. Они понимали, что он нужен России и народу. Об этом Вы найдете не только в исследованиях филологов, но больше в воспоминания его современников, их дневниках, в которых больше достоверности. Вернувшись в Санкт-Петербург после восстания, он возмущался, что скрыли от него это событие. Когда его вызвал император и спросил его, чтобы ты делал, если был бы в столице в те драматичные дни, Пушкин ответил – я был бы рядом с ними. Валерий Михайлович, я всегда благодарна Вам за то, что Вы искренне поддержали меня, когда я не вытерпела и написала о своей проблеме, но после Вашей статьи о том, что теща Пушкина родила мать Пушкина вне брака, была ошеломлена. Откуда у Вас такая информация? Ну даже если это правда, то за этот безнравственный поступок несет ответственность бабушка Пушкина, зачем унижать такой ответственностью Пушкина? Да будь у него все в роду негры, Пушкин – великий русский поэт и великий русский гражданин. И в этом комментарии Вы пишете, что он сразу заявил, что он атеист и как бы смылся… В таком случае Пушкин не только лицемер, но и т.д. Назовите мне источник, гд

  5. Светлана Ли

    где можно прочитать о том, что Вы пишете в этом комментарии? Честно, после Ваших комментариев о теще Пушкина я как-то сразу охладела к Вам, нельзя так запросто о Пушкине с такой информацией. Тысячу раз нужно проверить. И даже тысячу раз убедившись, что это правда, еще тысячу раз нужно подумать, чем выдавать такую информацию. Извините, что категорично. Но Пушкин даже не Путин.

    • Валерий Лобов

      Светлана! Я опирался не на домысли пушкинистов, а на изданную в Кракове в 1873 работу «Струтыньский. Воспоминания о беседе Пушкина и Николая I».
      Да, я читал «ПУШКИН в передаче А. Г. ХОМУТОВОЙ». Рус. Арх. 1867, стр. 1066, где есть: «Государь спросил: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» — «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю бога!». Но нет ни одного подтверждения у Струтынского. Ведь он с 1826 по 1873 г. молчал 47 лет. А Хомутова умерла в 1851 г., и ее воспоминания об ответе Пушкина царю в 1867 г. даже не подтолкнули Струтынского обнародовать правду разговора.
      По поводу бабушки Пушкина уже я привел Лациса -и этого довольно, хотя были и др. Если бы у бабушки была половая связь с Ганнибалом, то в роду Пушкиных в 3-8 коленах появились бы негритята-арапчата. Есть понятие телегония , согласно которому женщина любит одного, а рожает от мужа. Причём ребёнок похож не на мужа матери, а на любимого мужчину.
      Только сейчас учёные, проделав опыты с животными, установили, что кобылу, которую хотели оплодотворить самцом зебры, не рожала зебр, но

      • Валерий Лобов

        зебр, но через 10 лет вдруг родила от породистого жеребца прекрасную зебру. Такое случается и у людей.
        Наука о наследственности утверждает, что в роду, где вклинился хотя бы один негр, должны быть повторы негров в последующих коленах, но этого не произошло в роду Пушкина.
        Еще в деревне в 1824 г. Пушкин записал для нас:
        «Что выбрал арап себе сударушку,
        Чёрный ворон белую лебедушку.
        А как он, арап, чернёшенек,
        А она-то, душа, белёшенька».
        «Что ни говори, – замечает Пушкин в «Арапе», – а любовь без надежд и требований трогает сердце женское вернее всех расчётов обольщения». И вот сын Осип повторяет судьбу отца, получает от белой жены белую девочку после родов.
        Всё потому, что в русской крови Пушкина имеется одна тысячная доля родственной русским крови индийской (тоже белой расы), т.к. они развивались по одному образу (женского рода) — в противоположность деятельным арабам и европейцам (мужского рода).

  6. Светлана Ли

    Нельзя в таких вопросах, как Пушкин опираться только на одного Струтынского. Я такого вообще не знаю. Валерий Михайлович, не знаю даже как сказать, разве можно о бабушке Пушкина писать что ————связь. Это термин для совсем не знающих этики и т.д. Давайте закроем эту дискуссию, я если Вы заметили, уже не касаюсь разговоров в Пушкине, не могу, но здесь меня задела несправедливость, которую терпеть не могу в любом виде. А уж в отношении к Пушкину – тем более. Я не буду читать Ваши комментарии о Пушкине, чтобы не огорчать Вас. Струтынского тоже тоже не стану читать, кроме него много очень источников .

  7. somnevay

    Светлана и Валерий.
    Извиняюсь за вмешательство в Вашу дискуссию, но мне она кажется не конструктивной и разрушительной для образа Пушкина – великого поэта и писателя. Чем он велик – «что чувства добрые он лирой пробуждал, ….
    Пушкин не был революционером, ученым и пророком, владевшим методами системного анализа. Пушкин был обыкновенным мятущимся человеком с чувствительной душой, ошпаренной реалиями жизни, собственными слабостями и порывами. Но Пушкин был наделен: природным умом, не подкованным системным образованием; острым видением проявлений окружающего мира – природы, социальной, духовной, экономической, политической жизни; даром лингвиста в передаче тончайших движений души, ума и сердца. Такое уникальное триединство создает феномен великого, неповторимого, близкого и понятного, но неисчерпаемого в своей мудрости и непостижимости. Всяк, его читающий, находит резонанс в своей душе и становится умнее и мудрее.
    Сложный период декабрьских событий у Пушкина был заполнен мучительным осмыслением тщеты и суеты, коварства, дружбы и любви – «Свободы сеятель …», «Разговор Книготорговца с Поэтом», «Коварность», «Дружба», « К***», «Евгений Онегин»….
    Читаю Пушкина великого и неповторим

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Weboy

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 25,377 | Комментариев: 15,590

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Free WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire