Чтобы краски «гремели, как гром»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 46

Он познал за свою долгую творческую жизнь и величайшие взлёты славы и известности (народный художник СССР, трижды лауреат Сталинской премии, первый президент воссозданной в 1946 году Академии художеств СССР), и всю глубину низвержения с художественного олимпа. Незадолго до кончины, как свидетельствовали его старые знакомые, на традиционный при встрече вопрос: «Как живёте?» — Александр Михайлович Герасимов с иронией отвечал: «В забвении, как Рембрандт». И это произносил человек, которого ещё недавно завистники называли «Веласкесом Сталина»!

Нет, он не был конъюнктурщиком, готовым ради личных благ рисовать кого угодно, лишь бы тот занимал пост повыше. Он был талантливейшим живописцем, Мастером с большой буквы, оставившим неизгладимый след в советском изобразительном искусстве. А истинный талант не может вечно пребывать в забвении — о нём обязательно вспомнят потомки. Именно так получилось и с A.M. Герасимовым — к 135-летию со дня рождения художника в Москве открылась его персональная выставка, первая за многие-многие годы. Причём открылась не где-нибудь на задворках — в самом центре столицы, в Государственном историческом музее, в здании, которое в советские времена занимал Центральный музей В.И. Ленина, в залах, где когда-то и были представлены многие герасимовские работы, посвящённые Ильичу.

ВОТ ОНА, знаменитая, до боли знакомая всем, кто родился, учился и трудился в советскую эпоху, огромная картина «В.И. Ленин на трибуне». Она печаталась в школьных учебниках, воспроизводилась на миллионах репродукций, открыток, плакатов.

«Я, — говорил потом Александр Михайлович, — с очень большим и, конечно, законным чувством творческого волнения начал в 1928 году работать над портретом Ленина. Сознание, что работаешь над образом гения человечества, наполняло и глубокой творческой радостью, и вместе с тем чувством большой ответственности. Я отчётливо понимал, берясь за эту работу, что необходимо сохранить для будущих поколений не только правдивый внешний образ Ленина, но вместе с тем и раскрыть перед зрителем чувства, с которыми мы, современники, воспринимали труды и дни великого освободителя трудящихся и основоположника новой эры мировой истории. Много и долго работал я над своим первым портретом Ленина, многое в нём переделывал, менял, но одна мысль неустанно руководила всеми моими творческими поисками: Ленин — это организатор Октября, пламенный трибун, вождь величайшей в веках революции. Таким я старался показать его на моём полотне».

Живым Ильича художнику увидеть, увы, не пришлось, но он, создавая свой образ Ленина, без всякого сомнения, читал и перечитывал горьковские строки: «…коренастый, плотный, с черепом Сократа и всевидящими глазами… скупой, но сильный жест вполне гармонировал с речью, тоже скупой словами, обильной мыслью… горели, играли эти острые глаза неутомимого охотника на ложь и горе жизни… блеск этих глаз делал речь его ещё более жгучей и жутко ясной… Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе… речь его всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды».

«Здесь я обязан сказать о той большой помощи, которую мне оказал Климент Ефремович Ворошилов, — продолжал вспоминать A.M. Герасимов в своей книге «Жизнь художника», написанной им уже в годы опалы. — Он много раз встречался с Лениным, знал его. Советы и указания товарища Ворошилова стали для меня решающими, особенно на последнем этапе работы. Он заезжал ко мне в мастерскую каждую неделю, и каждый раз я слышал от него ценные для художника указания. Наконец, Ворошилов сказал, чтобы я больше не прикасался к лицу, иначе портрет можно испортить и потерять найденное в нём. Я так и поступил».

Co Сталиным же Александру Михайловичу довелось общаться лично. И не раз. Вот что он рассказывал потом про эти встречи: «Спокойствие, вера в силу и героизм народа, поднявшего знамя величайшей из революций, твёрдая уверенность в окончательной победе и вместе с тем необычайная простота, скромность были основными, глубоко запавшими на всю жизнь впечатлениями от кратковременной беседы с Иосифом Виссарионовичем, когда мне посчастливилось впервые разговаривать с ним в майские сумерки на опустевшей после демонстрации Красной площади. Эта встреча, дополненная впоследствии другими встречами и беседами, рассказы людей, часто и подолгу видавших Иосифа Виссарионовича, а главное, беседы о нём с Климентом Ефремовичем Ворошиловым помогли мне найти живописное воплощение облика человека, стоящего в центре внимания всего передового человечества… В результате большой предварительной работы у меня набралось значительное количество этюдов, вариантов и набросков, но личная упомянутая мною встреча и беседа на Красной площади, когда мы шли от Мавзолея до Никольских ворот, дала, как мне кажется, основное для того, чтобы образно передать облик человека, о котором уже сейчас слагаются величавые легенды, песни и былины».

На выставке герасимовских работ, изображающих Сталина, несколько. Вот Иосиф Виссарионович выступает на ХVI съезде ВКП(б), вот он на встрече с ветеранами Первой Конной армии, вот он прогуливается в Кремле вместе со своим верным соратником Климентом Ворошиловым, вот он с биноклем стоит на холме во время своего выезда на фронт в годы Великой Отечественной войны, вот он на своей даче беседует за самоваром с художниками, в числе которых Александр Герасимов не преминул изобразить и самого себя…

Но самовар мирно пофыркивает не только на сталинской даче. Как же без него обойтись дома, в родном для художника Козлове (теперь это город Мичуринск)? Именно оттуда, из Дома-музея А.М. Герасимова, привезена на выставку очень добрая и уютная картина «За чаем. Портрет родителей». «Отец мой Михаил Софронович и мать Евдокия Яковлевна — оба родились крепостными. Был мой отец когда-то ключником в бане, потом стал приказчиком, или, как тогда говорили, ходил «в молодцах», а в 30 лет завёл собственную торговлю лошадьми и быками, но состояния не нажил… Родители мои самоучкой выучились грамоте, отец мог даже писать. За всю свою жизнь мать ни разу не пошла в театр, а отца я всё-таки однажды затащил на «Тараса Бульбу», — писал Александр Михайлович в книге своих воспоминаний. Кстати, А. Герасимов стал иллюстратором академического издания гоголевской повести «Тарас Бульба» — иллюстрации эти тоже есть на выставке.

На всю жизнь художник сохранил в своей памяти уроки, преподанные когда-то ему в Московском училище живописи, ваяния и зодчества великим Константином Коровиным: «Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и её обаяние. Они как-то по-особенному возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями красочных воплощений. Когда же мне пришлось увидеть, с каким неистовством и увлечённостью пишет розы Константин Алексеевич Коровин, когда я многократно любовался картинами цветущих пионов в цветнике подмосковной Гиляевки, я ощутил свой долг перед искусством, свою обязанность художника отразить в своих цветах эти прекрасные создания природы. Константин Алексеевич Коровин, конечно, делал это лучше меня! В его розах больше нежности, поэзии, воздушности. У меня, как у степняка, в розах другое: мощь и изобилие земных сил чернозёмного плодородия». И теперь герасимовские розы, пионы, гвоздики, ветки сирени, полевые ромашки и васильки буйно цветут на картинах его юбилейной выставки.

А завершает экспозицию очень необычная для Александра Герасимова картина «Половецкие пляски», написанная в середине 50-х годов прошлого столетия, уже после смерти Сталина, и хранящаяся теперь в одной из частных коллекций Москвы. На огромном живописном полотне художник сумел «остановить мгновение», передать в красках вихрь танца, заставил зазвучать знаменитую музыку Александра Бородина из его оперы «Князь Игорь»: «Хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звёзды, как блеск моря, чтобы они переливались, как драгоценные камни: рубины, изумруды, диаманты, и если допустить, чтобы я был музыкант, пианист, так мне хотелось бы брать аккорды от верхнего до нижнего регистра так, чтобы они гремели, как гром…»

«Правда о Советской эпохе»

Опубликовал: admin | Дата: Авг 14 2018 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

1 Комментарий для “Чтобы краски «гремели, как гром»”

  1. Светлана Ли

    Каждая статья под рубрикой «Правда о Советской эпохе» гремит, как мечтал Александр Герасимов, как гром. Но непременно с шепинской радугой, волнующей нас незабываемыми воспоминаниями – явью, кажущейся уже сном. Каждая статья из рубрики «Правда о Советской эпохе» – шепинский мощный мажорный аккорд, возносящий нашу уставшую душу к звездам, горящим рубинами советской эпохи.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 30,000 | Комментариев: 19,855

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
mugen 2d fighting games
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire