Большую жизнь не измерить пигмейским аршином

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 44

«Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать «да» – и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать «нет» – и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Так говорить и так поступать могла только большая, светлая личность».
/Константин Симонов/

8 лет назад, 7 декабря, мы отмечали столетие советского партийного и государственного деятеля Екатерины Алексеевны Фурцевой. Свыше четыре десятилетия прошло после ее смерти, но Родина ее не забыла. Отнюдь не к знаменательной дате, а гораздо раньше появились и Международный фонд развития русского искусства имени Фурцевой, и библиотека имени Фурцевой, и мемориальная доска на доме, где она жила.

Что ни говори, но талант не норма, а исключение из правил. Потому-то он так и ценится. Самородком называют подчас в народе талантливого человека, чтобы подчеркнуть природность счастливого дара. Екатерина Фурцева была подлинным самородком.

Выйдя из рабочей среды, окончив всего лишь семилетку и ФЗУ, она проявила блестящие организаторские способности на комсомольской работе, быстро выдвинулась на руководящие должности в провинции и была приглашена в аппарат ЦК ВЛКСМ. Потом, разумеется, были в ее жизни вуз, давший ей специальность химика-технолога, и Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б), но не этим уважаемым учреждениям она была обязана своей способностью организовывать людей, увлекать их, внушать им волю к действию. Это был врожденный талант, и можно с уверенностью сказать, что Советская власть вывела его на широкую дорогу, дала ему жизненные ориентиры. Где бы ни работала Екатерина Фурцева, она всегда трудилась с громадной отдачей и с блестящими результатами. Свидетельств тому тысячи. Стоит привести здесь хотя бы одно из них.

«Фурцева полна энергии и творческих замыслов и, как всегда, продуманно и быстро решает все вопросы, – писал легендарный военачальник, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Н.П. Каманин. – Я знаю Екатерину Алексеевну уже 22 года (секретарь МК, секретарь ЦК, министр культуры), у нас с ней были десятки деловых встреч, и всегда я восхищался ее умением быстро находить правильные решения самых непростых вопросов. Е.А. Фурцева – единственный министр-женщина в правительстве Советского Союза, но она, бесспорно, входит в десятку лучших наших министров и даже в десятку лучших государственных деятелей».

Гордиться бы такими людьми, хранить о них благодарную память, любить в них свой народ. Но у нынешнего антинародного телевидения иной взгляд на великих русских людей. 8 лет назад по случаю столетия со дня рождения Е.А. Фурцевой Первый канал показал трехсерийную ленту «Екатерина III», а ТВ-Центр – фильм «Екатерина Фурцева. Горло бредит бритвой». Уже сами названия говорят о дремучей пошлости и подлости того идеологического посыла, которым «вдохновлены» эти телевизионные инсинуации. Но руководству Первого канала показалось этого мало. И вот спустя год в эфир выпущена еще одна телеподделка, на этот раз двенадцатисерийная, – «Фурцева». Жанр этого сочинения определен телевидением как «историческая мелодрама».

Но ничего исторического, кроме нескольких кадров советской кинохроники, в нем, разумеется, нет. Зато мелодраматизма полно – фантазия авторов буйно разыгралась. Они, впрочем, подстраховались, предпослав сериалу заявление: «Этот фильм не реконструкция истории. Мы хотели представить только образ времени и его людей такими, какими видятся они сегодня». Кому видятся? Гендиректору Первого канала Эрнсту? Драматургам Л. Степановой и П. Финну? Режиссеру С. Попову? Казалось бы, столь субъективный взгляд на исторические события и лица обязывает авторов отмежеваться от подлинных фигурантов, по крайней мере, изменить их имена. Но кому же будет тогда интересна история двух замужеств какой-то Кати, одержимой карьеризмом, постоянно мешавшим ее семейному счастью? Ну, может, и будет интересна, но не так, чтобы очень. Тем более что никаких художественных открытий в двенадцатисерийном повествовании нет. Чем же оправдывается авторский интерес к личности героини и к ее времени? Разумеется, стремлением заклеймить то время, «вскрывая язвы» советской действительности. Не зная и не желая знать многообразных проблем той эпохи, авторы строят свое повествование на штампах, почерпнутых из антисоветской макулатуры. При этом они полностью игнорируют самый дух времени, который вызвал к жизни высочайшую активность масс. Зато всячески подчеркиваются человеческая невзыскательность, себялюбие, трусость. Карьеризм обуревает Катю на протяжении всей жизни – идейные соображения как бы отступают на второй план перед нахрапистой жаждой власти.

Юная Катя (Т. Арнтгольц) быстро усваивает урок, данный неким функционером: «Главное, чтобы нужный человек тебя вовремя заметил, поддержал и выдвинул». Нужными людьми в разное время оказываются первый секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев, потом первый секретарь Фрунзенского райкома партии города Москвы Богуславский и, наконец, первый секретарь ЦК КПСС Хрущев. Так и шагает по карьерной лестнице зрелая и опытная Катерина (И. Розанова), прекрасно чувствуя, когда надо промолчать, а когда возвысить голос. Тут у авторов в ход идут всякие «кремлевские легенды», не имеющие никакого подтверждения.

Реальность прошлых лет нуждается в объективной оценке, но авторам не за то платят деньги, чтобы они объективно оценивали советскую действительность. Их принцип: чем хуже – тем лучше. Понятно, восхождение героини на самый верх политической власти дает возможность показать первых лиц государства. И тут авторы пускаются во все тяжкие. Перед нами какой-то паноптикум, а не правительство великой державы – второй в мире по своей мощи. Это не люди, а маски, притом уродливые и смешные.

Главная маска, конечно, Хрущев, изображенный В. Сухоруковым. Игнорируя все законы перевоплощения, актер навязывает нам свое представление о Хрущеве, разумеется, не имеющее ничего общего с действительностью. Это карикатура не на Хрущева даже, а на какого-то гипотетического монстра. По такому же принципу изображены все прочие насельники кремлевских кабинетов.

Ясно, что ни малейшего представления о том, как работает механизм власти, у авторов нет и быть не может: они бесконечно далеки от этого. Чем, кроме как любовью, занимается Катерина, будучи членом правительства, им непонятно, да и неинтересно. Оторванные и от прошлого, и от настоящего, авторы не знают и знать не хотят ни истории, ни социологии, ни политэкономии – знают только об уродствах и несовершенствах человеческой природы: вот этим знанием и спешат поделиться.

С чем сталкивается героиня в советской жизни? С вероломством соратников, изменами мужей, потребительским отношением окружающих, в том числе и так называемых художников, персонифицированных в образе режиссера Олега Ефремова. У нее самой формируется потребительский, циничный взгляд на собственную деятельность. «Настоящая» она дома – с мамой, с дочкой, а потом и с внучкой. «Посмотреть на тебя – ты просто обыкновенная баба», – дружелюбно говорит ей подруга, французская коммунистка Надя Леже. Вот в этом качестве она даже симпатична авторам, которые готовы обытовить образ, вогнать его в рамки cкудоумных представлений о «женской доле». Поражает при этом заурядность проявлений ее ума и сердца: за душой, в сущности, ничего значительного нет.

Образы, выведенные в фильме, и прежде всего центральный, противоречат опыту и судьбе поколений, живших и работавших в ту эпоху. Отрицается тот морально-нравственный кодекс, то миропонимание, которое, собственно, и сформировало строителей социалистического государства. В советское прошлое переносятся нынешние пороки: аморальность, стяжательство, гедонизм.

Фильм сделан по самым что ни на есть антисоветским лекалам и еще долго будет отравлять сознание молодых людей, внушать им превратные представления об одной из самых ярких женщин ХХ века. Воистину: великие дела и большую жизнь не измерить пигмейским аршином.

«Мы пытались рассказать человеческую историю о женщине, которая встречала разных людей, не раз испытывала разочарование, но находила силы бороться и идти дальше, – пишет режиссер С. Попов в Интернете. – Мы не случайно показали долгую жизнь Фурцевой – с 1929 года, когда она была молоденькой девчонкой, до последних дней жизни. Потому что сначала ее надо понять, а уж потом простить».

Ну, знаете ли, молодой человек, Екатерина Алексеевна Фурцева в вашем прощении не нуждается, а вот вам и всей вашей «команде» прощения не будет.

***

Деятельность Е.А. Фурцевой на посту первого секретаря Московского горкома партии и министра культуры СССР

В 1954 – 1960 годах в ведении Фурцевой был контроль над:

1954-й – установкой памятника Юрию Долгорукому на улице Горького; 1954 – 1956-й – строительством спортивного комплекса «Лужники»;

1954 – 1957-й – проектированием и строительством «Детского мира»; 1954 – 1959-й – реконструкцией комплекса ВСХВ (ВДНХ, ВВЦ);

1956 – 1958-й – жилищным строительством;

1957-й – проведением Московского международного фестиваля молодежи и студентов.

По инициативе и стараниями Фурцевой впервые проведены:

1955 г. – выставка картин Дрезденской галереи;

1958 г. – Международный конкурс имени П.И. Чайковского – именно благодаря настойчивости Фурцевой и Эмиля Гилельса первая премия была вручена Вану Клиберну;

1959 г. – Московский международный кинофестиваль – именно благодаря настойчивости Фурцевой и Григория Чухрая Большой приз 1963 года был вручен Федерико Феллини за фильм «8 1/2″; 1964, 1974 годы – гастроли Ла Скала в Большом театре;

1969 г. – Международный конкурс артистов балета. Первый председатель жюри – Галина Уланова;

1973 г. – выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» в Москве, Ленинграде, Киеве;

1974 г. – выставка одной картины – «Джоконда» Леонардо да Винчи -в ГМИИ им. А.С. Пушкина).

По инициативе Фурцевой в эти годы были построены и открыты:

1954 г. – Театр эстрады во главе с Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским, который позже, в 1961 году, переехал по новому, теперешнему, адресу; 1958 г. – книжный магазин «Москва» на улице Горького;

1960 г. – новое учебное заведение «Высшие сценарные курсы»;

1962 г. – Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах;

1964 г. – родился и обосновался в нынешнем помещении Театр на Таганке; 1965 г. – Детский музыкальный театр под руководством Наталии Сац;

1967 г. – Мемориальный музейквартира народного художника СССР П.Д. Корина;

1967 г. – новое здание балетного училища Большого театра;

1968 г. – организован художественный музей в доме-мастерской П.Д. Корина;

1971 г. – цирк на проспекте Вернадского;

1971 г. – Государственный концертный зал «Россия»;

1973 г. – новое здание МХАТ -Тверской бульвар);

1973 г. – памятник героям Отечественной войны 1812 года на Поклонной горе.

Лариса Ягункова

Опубликовал: admin | Дата: Дек 10 2018 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Theme

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 31,954 | Комментариев: 20,718

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Weboy
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire