Беларусь довольно неплохо вышла из кризиса

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 0

На протяжении предстоящих нескольких лет в Беларуси сохранится напряженная ситуация с государственными  финансами. В связи с этим необходимо эффективнее использовать бюджетные средства направляемые на финансирование сферы здравоохранения и образования. Об этом заявил журналистам экономист Всемирного банка Себастьян Эккардт. Он является автором второй части «Обзора государственных расходов в Республике Беларусь. Повышение качества предоставляемых государством услуг в условиях жестких бюджетных ограничений», которые Всемирный банк подготовил по заказу Минфина Беларуси. В первой части в 2011 году был сделан акцент на сельском хозяйстве, энергетике, пенсионном обеспечении и социальной защите.

В свежем отчете отмечается, что «государственные финансы серьезно пострадали в результате макроэкономических потрясений последних лет». Профицит бюджета сектора госуправления в размере 1,3 процента ВВП в 2008 году сменился дефицитом в размере 1,8 процента ВВП в 2010 году. В 2011 году под влиянием кризиса правительство резко сократило расходы, что при инфляционном росте доходов обеспечило профицит бюджета сектора госуправления в размере 2,8 процента ВВП. «Как в 2008, так и в 2010 году, увеличение расходов бюджета, преимущественно вызванное быстрым повышением заработной платы и увеличением трансфертов, стимулировало рост внутреннего спроса, что усилило внешние дисбалансы и инфляционное давление. Кроме того, правительство направляло значительные расходы бюджета на рекапитализацию крупнейших госбанков. В результате рекапитализации банков и девальвации темпы роста госдолга быстро увеличивались, а сроки погашения около половины государственного долга Беларуси наступят в предстоящие 4 года», говорится в обзоре.

Себастьян Эккардт говорит, что «Беларусь довольно неплохо вышла из кризиса платежного баланса, но для экономики страны сохраняются угрозы с учетом сложностей в экономиках основных торговых партнеров Беларуси – России и ЕС и высокой долговой нагрузки в ближайшие 4 года». Поэтому он «рекомендует правительству Беларуси принимать жесткие фискальные меры в среднесрочной перспективе».

Экономист Всемирного банка говорит, что дисбалансы могут вновь возникнуть при преждевременном ослаблении макроэкономической политики. «Мягкая макроэкономическая политика может привести к утрате недавних достижений в части снижения инфляции, к ослаблению конкурентоспособности обменного курса и нарастанию внешних дисбалансов. Жесткую бюджетно-налоговую политику необходимо сохранять не только для того, чтобы завершить процесс корректировки, но и для постепенного сокращения уровня государственного долга и восстановления устойчивости к внешним воздействиям на случай новых макроэкономических потрясений. Однако бюджетную дисциплину необходимо будет сбалансированно сочетать с инвестициями, направленными на ускорение восстановления экономической активности, рост и социальное развитие», говорится в обзоре ВБ.

Эксперты ВБ настаивают на сбалансированой политике заработной платы и доходов. «Учитывая роль бюджета, как ориентира для установления заработной платы в экономике в целом, в долгосрочной перспективе темпы роста заработной платы в бюджетном секторе должны быть увязаны с темпами роста производительности. Структурные изменения в области занятости в госсекторе и политика усиления дифференциации в оплате труда могут содействовать сдерживанию роста фонда заработной платы, одновременно позволяя предложить более конкурентную оплату труда определенным работникам», говорится в отчете. Аналитики рекомендуют дальнейшее сокращение субсидий, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве, путем обеспечения возмещения затрат тарифами. Более того, «более широкие структурные реформы и либерализация экономики могут содействовать ликвидации системы государственной поддержки» в этих секторах. Эксперты советуют «продолжать финансировать инвестиционные проекты, например, в целях повышения энергоэффективности».

В условиях ограничения финансовых ресурсов особую актуальность приобретают расходы, особенно в таких секторах как образование и здравоохранение. Дело в том, что на них взятых вместе приходится четверть госрасходов. На этих секторах эксперты Всемирного банка и сделали акцент в новом обзоре.

Здравоохранение

Система здравоохранения Беларуси преимущественно представлена государственным сектором, который финансирует и оказывает широкий доступ населения к услугам здравоохранения при умеренной их стоимости. Государственное финансирование здравоохранения составляет 3,5 процента ВВП (2011 год), причем эти расходы преимущественно финансируются местными бюджетами. Государственные расходы на здравоохранение в Беларуси выше по сравнению со странами СНГ (в которых эти расходы составляют в среднем 2,7 процента ВВП) и практически сопоставимы со странами Европы и Центральной Азии со средним уровнем доходов (4 процента ВВП), но остаются ниже уровня 10 новых стран-членов ЕС (5,4 процента ВВП).

Эксперты Всемирного банка отмечают, что в системе здравоохранения Беларуси достигнуты хорошие результаты по ряду показателей, таких как здоровье матерей и новорожденных и сдерживание распространения инфекционных заболеваний, включая ВИЧ и туберкулез. «Тем не менее, ожидаемая продолжительность жизни (несмотря на улучшение показателей) остается ниже уровня, отмечавшегося до начала переходного периода, чтопреимущественно связано с высоким уровнем смертности среди взрослого населения, особенно среди мужчин. Более того, Беларусь отстает от других стран по результатам и эффективности профилактики неинфекционных болезней, особенно сердечно-сосудистых заболеваний, которые в настоящее время являются основной причиной смертности и низкой ожидаемой продолжительности жизни», говорится в отчете.

Аналитики ВБ констатируют, что госрасходы на здравоохранение практически не были затронуты в ходе недавней консолидации бюджета. Однако, отмечают они, основная часть средств направляется на финансирование широкой сети государственных поликлиник и больниц, которые предоставляют бесплатные услуги здравоохранения. В результате, частные расходы на здравоохранение составляют только около 20 процентов расходов на здравоохранение, что ниже аналогичного показателя в других странах региона и ближе к показателям стран-членов ЕС. Хотя уровень государственных расходов на здравоохранение в принципе соответствует уровню доходов в Беларуси, «наблюдаются признаки неэффективности распределения и использования ресурсов».

В частности, для системы здравоохранения характерна чрезмерно широкая сеть медицинских учреждений с акцентом на стационарное лечение. «Для своей численности населения Беларусь имеет большое количество стационарных учреждений здравоохранения, коек, врачей, медицинских сестер и другого персонала. Граждане Беларуси госпитализируются чаще и, как правило, на более длительный срок, чем в большинстве других стран региона. Однако данный высокий уровень использования ресурсов и услуг не обеспечивает результаты в здравоохранении выше среднего уровня», утверждают эксперты Всемирного банка. Растущее давление на расходы в будущем усилит нагрузку на финансы системы здравоохранения. Это давление на расходы возникает в результате роста стоимости ресурсов и зарплаты, внедрения новых медицинских технологий, роста ожиданий, связанных с повышением качества услуг здравоохранения, и старения населения.

Эксперты Всемирного банка советуют закрепить государственные расходы на здравоохранение на их нынешнем уровне, но при этом уменьшить количество больниц, а сделать ставку на поликлиники. «Надо усилить акцент на первичную медицинскую помощь и профилактические мероприятия, особенно в области сердечно-сосудистых заболеваний», – полагает Себастьян Эккардт. Сэкономленные в результате таких мер бюджетные средства могут бытьнаправлены на инвестиции в модернизацию оборудования и инфраструктуры в целях повышения качества медицинской помощи в остающихся больницах. Приоритет необходимо отдавать областным больницам за пределами Минска.

Образование

Международные эксперты признают, что в системе образования Беларуси достигнуты «хорошие результаты в расширении доступа и охвата». Так, Беларусь занимает высокие позиции в Индексе человеческого развития (ИЧР) – 65 место из 187 стран в 2011 году, главным образом, за счет достижений в области образования. Расходы населения на образование «являются умеренными по сравнению с другими странами региона, что указывает на его широкую доступность».

Государственные расходы на образование в Беларуси составляют около 5 процентов ВВП и сопоставимы со средними показателями по региону, однако «проблема состоит в повышенииэффективности, особенно в свете падения числа учащихся». «Вследствие сокращения численности детей школьного возраста в сочетании с урбанизацией отмечается сокращение количества учащихся, особенно в сельских районах. Как результат, количество учащихся на одного учителя как в начальном, так и в среднем образовании является одним из самых низких в регионе», отмечается в отчете. Кроме того, «заработная плата учителей остается сравнительно низкой, что создает сложности в привлечении и удержании квалифицированных педагогических кадров. И хотя затраты на одного учащегося увеличиваются, это не всегда приводит к лучшим результатам в обучения». Эксперты Всемирного банка полагают, что «существующая система финансирования образования не создает стимулов для эффективного распределения ресурсов органами местного управления. Скорее существующие механизмы сметного финансирования создают мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности». Более того, «усиливается серьезность проблемы несоответствия квалификации работников требованиям рынка».

Для решения этих проблем системы образования необходимы реорганизация и пересмотр приоритетов в расходах сектора. В частности, эксперты предлагают продолжать работы «по оптимизации сети школ и численности педагогических кадров». «Простые расчеты показывают, что если в среднесрочной перспективе в Беларуси среднее количество учащихся на одного учителя будет доведено до уровня, сопоставимого со средними показателями стран ОЭСР, это позволит сэкономить примерно 11 процентов бюджета на образование или около 0,6 процента ВВП в год только на оплате труда. Дополнительная экономия может быть обеспечена за счет объединения школ (включая объединение классов в школах). Сэкономленные средства могут быть направлены на модернизацию учреждений образования, повышение заработной платы учителей, повышение квалификации педагогических кадров и закупку оборудования, в том числе компьютеров», говорит в отчете.

~~~

Источник: news.tut.by
Опубликовал: admin | Дата: Апр 14 2013 | Метки: Хроника |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,535 | Комментариев: 14,605

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Premium WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire