Александр Николаевич Островский. «Гроза»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 8, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 456

12 апреля 1823 года в Москве родился Александр Николаевич Островский.

За сорок лет творческой деятельности – около пятидесяти пьес! 728 действующих лиц (не считая эпизодических)! Жизнь в 180-ти актах пьесы. И пьеса в 63-х годах жизни… И всегда в главной роли – Россия. И не дальше. И не больше. Границы России в своем многогранном творчестве он не переходил. И даже в самой России ограничивался Москвой и Приволжьем. Ни юга, ни севера, ни запада, ни востока… Хотя он много раз бывал за границей. Знал прекрасно и Одессу, и Крым. Но остался верен маленькой родине. В ее чистом виде. И нечистом тоже. Которую слишком хорошо знал. И любил… Александр Николаевич Островский. Великий русский драматург. Впрочем, это не точно: великий русский писатель.

Безусловно, Островский и театр – понятия неразделимы. И все же он пошел дальше театра. Потому что есть авторы пьес (не в обиду сказано), которых читать не так уж интересно. Их пьесы могут быть ценны только на сцене, но не на печатном листе. Островский из тех редких драматургов, пьесы которого хочется читать и перечитывать. И даже не обязательно идти в театр. Журнал «Современник» просто умолял прислать Островского новую пьесу, так как без нее журнал «погибнет». А Лев Толстой за несколько дней до смерти драматурга сказал: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно – общенародным в самом широком смысле писателем». Он им стал.

Островский писал о том, что хорошо знал. Он родился в Замоскворечье – купеческом районе Москвы. Поэтому с легкостью мог показать и купечество в московских трактирах, и барские особняки, и мещанские домишки, и народные гулянья, и людей рынка. Мог запросто провести нас в своих произведениях по Пресне, Александровскому саду, Марьиной роще, Петровскому парку.

Дед драматурга был священником. Отец тоже закончил духовную академию, но священнослужителем не стал. Потому Островский с детства знал, что такое вера, безверие и лжевера… Сам Александр Николаевич некоторое время проработал в суде. И знал, что такое закон, беззаконие и лжезакон.

Когда вместе с известными литераторами он уехал в командировку для описания различных мест России, он выбрал для себя Волгу от верховьев до Нижнего Новгорода. Вот откуда в его пьесах эти пристани, провинциальные театры и кофейни. Деревенские избы с резными ставнями. Легкие качели и георгины.

Но все это так, декорации. Островский гораздо глубже. И тоньше. Гораздо умнее. За беседками, качелями, ярмарками, георгинами и вокзалами – вон там, она, настоящая Россия. С ее самодурством, обманом, крючкотворством, цинизмом. И мы такую Россию уже знаем. В точности как и знал Островский.

Впрочем, он из тех редких писателей, которые еще при жизни получили признание. И не просто. Островский познал огромную заслуженную славу. Более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. Драматург работал в журнале «Современник»… А Иван Гончаров написал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»…»

И, наверно, нам уже не столь важно знать, сколько унижений, обид, клеветы пришлось пережить великому драматургу! Когда он был под полицейским надзором. Когда его обвиняли в плагиате… Но это все для драматургии его судьбы. Как и для судьбы всех великих. Для нас навсегда, навеки остался Театр Островского. Где темное царство разбивается об один единственный лучик света. Главное его разглядеть.

Если все 728 персонажей его пьес разместить в зрительном зале Малого театра, то они почти весь его заполнят. Да, они уже не в кокошниках, не в расшитых кафтанах, не с длинными бородами. Но мы обязательно их узнаем. Сегодня. Они непременно появлялись и в нашей судьбе. Потому что по-прежнему это та же «Семейная картина»,»Где свои люди – сочтемся». И среди них будут «Бедная невеста» и «Бесприданница». Даже если они «Без вины виноватые». Ведь «Бедность не порок». Найдутся и «Богатые невесты», и «Волки и овцы». А многие будут претендовать на «Доходное место». Хотя лучше «Не в свои сани не садись». Да и вообще, когда «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Когда каждый чует, что «На бойком месте» наступают «Тяжелые дни». И «Не все коту масленица». А «Бешеные деньги» это просто «Гроза»…

Конечно, в первом ряду непременно будут сидеть Дико´й и Кабаниха из волжского городка Калинова. Наглые, бессовестные, деспотичные самодуры. Где-то в уголке примостится их сын Тихон, полностью загипнотизированный родителями, человек без своей воли и своего лица. А далее, затерявшись в темном зале, как в темном царстве, сама Катерина. Единственный «светлый луч в темном царстве»…»Гроза», пожалуй, самая совершенная пьеса Островского. Нет, не потому, что язык ярче, богаче описание быта, сложнее фабула или коллизия. У Островского практически все пьесы бесспорны. » Гроза» совершенна в каком-то нелогическом совершенстве чувств. И одновременно в их логическом несовершенстве. За эту пьесу Островский получит Уваровскую премию. И чуть позднее станет членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Этой пьесе Николай Добролюбов посвятит известную статью «Луч света в тёмном царстве».

На первый взгляд – это пьеса просто о любви. И еще раз о любви. И о смерти из-за любви. Но не только. Это остро социальная пьеса. Эта пьеса о всемогущей власти дики´х и кабаних. Которые, даже не объясняя эту власть и право на власть, разрушают жизнь сына. Доводят до гибели его жену. Калечат жизни всех, кто их окружает. Кабаниха словно дрессирует сына. И он легко поддается дрессировке. Катерина сопротивляется. Кабаниха где-то даже понимает, что ее приказы не все могут быть выполнены. Но это не важно. Главное, что она имела право на монолог, на полное послушание и на ответное молчание. Когда главное – признаться в вине, которой нет.

Душный городок Калинов. Сплетницы на лавочках. Лай собак. Скрип ставень. Лениво, скучно. И немного страшно. От этого удушающего мещанства. Словно и нет другой жизни. Словно и нет другой России. Словно она ужалась в границах этого жуткого городка. В которых властвуют самодуры.

И все же гроза надвигается. И непременно пошатнется их власть. И они начинают бояться. Хотя Катерина умерла. Но характер, такой живой, такой народный, будет жить среди этой мертвячины. Как и вечный протест против мертвого царства. Среди этой духоты и пыли, которую непременно освежит дождь…

В «Грозе» гармонично, динамично и органично воссоединились социальное и личное. Комичное и трагичное. Драматичное и лиричное. Отсюда всплеск эмоций. И безусловная пластика идеи и идейности.

Островский написал «Грозу» задолго до «Анны Карениной». Лев Толстой изначально пытался осудить свою героиню, охваченную стихийной страстью. Но так и не смог. Анну Каренину полюбил читатель. И сам Толстой проникнется к ней симпатией. Островский же изначально оправдывает Катерину. И любуется ею. Он винит совсем, совсем других. Может, это теперь и банально звучит – он винит общество. Впрочем, банальность, как правило, и является правдой. Проверенной веками. Хотя выхода для Катерины он не увидит. Но выход есть. Обязательно есть. В темное царство неизбежно, рано или поздно, прорвется луч света. И укажет путь из безысходности… «Катерина: Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Люди так и не научились летать. И вряд ли научатся. Разве что во сне. Мы не птицы. И всё же. На самом деле в своих мыслях и фантазиях некоторые из нас достигают такой высоты, которой не смогла бы достичь ни одна птица. Запредельной высоты и бесконечной вечности. Такой высоты и вечности достиг Александр Николаевич Островский.

Впрочем, как и другие писатели, которые потрясли мир.

Елена Сазанович,

член Союза писателей России

Опубликовал: admin | Дата: Апр 12 2017 | Метки: Культура |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

2 Комментарий для “Александр Николаевич Островский. «Гроза»”

  1. Светлана Ли

    В советское время мы основательно изучали «Грозу». Сегодня же я чаще, если не сказать непрестанно, вспоминаю его пьесу «Сорока – воровка». Ее главную героиню, крепостную актрису владелец театра принуждал к сожительству. Получив отказ, он отправляет ее любимого служить, а актрису доводит до самоубийства. И она решается убить себя с ребенком, которого носила под сердцем. Таких примеров – сегодня тьма, хотя некоторые женщины считают для себя честью продаться за деньги. Но что еще страшнее – сегодня мы все в положении этой актрисы – не хочешь жить по понятиям сегодняшнего времени, когда ты подневольный у богатых, у тебя один достойный выход – самоубийство. Для себя и твоих детей. Пока такие самоубийства не носят характер массовости, но, казалось бы, уже должны были бы стать поводом для власти серьезно задуматься. Увы. В советское время Островский и его герои были для нас Историей. Сегодня – реальность. Елена Сазанович, как всегда с актуальной статьей приглашающей нас к раздумью.

  2. Александр Петров

    И актуально, и талантливо!

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 26,318 | Комментариев: 16,823

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Weboy
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire